Стили воспитания. Как менялось отношение к детям на протяжении веков
Стили воспитания или культ ребенка
Ллойд деМос американский историк и психолог исследовал стили воспитания, зачиная с первобытнообщинного строя. Он обозначил 6 стилей воспитания.
- «Инфантильный стиль или детоубийство». К данному этапу развития человечества относятся период до 4 века нашей эры. Человечество прошло путь от первобытного стада, родового строя до разложения родового строя и вступило в фазу «сельская община».
На этом этапе развития человечества жизнь детей не имела никакой ценности. Если год был неурожайным, община избавлялась от лишних ртов, ими были дети. Если рождался ребенок слабенький или с дефектами его постигала аналогичная участь. Детей считали злом и источником несчастий. Если ребенок рождался в ритуальные даты, его конец был печален.
- Инфантильный стиль сменил стиль «Оставляющий». С 4 века по 13 век нашей эры детей так же считают злом, но уже не избавляются, а отдают третьим лицам на воспитание. Считалось, что в чужой семье из него выбьют все зло, с которым он родился. Детей из богатых семей отдавали в пажи и фрейлины, детей ремесленников в семьи ремесленников, в качестве подмастерьев. Детей бедняков отдавали в служанки и военные
- С 14 по 17 век Ллойд деМос обозначил, как «Амбивалентный». Главная особенность этого стиля является признание души у ребенка. Частые эпидемии существенно снизили численность людей, стало проблематично отдавать на воспитание в другие семьи. Детей начали воспитывать в семьях, родные родители. В России бесправие детей было отменено в 1691 году. Спустя 87 лет в Европе в Милане был создан первый приют для детей.
4. 18 век знаменуется в воспитании «Навязчивым стилем». Раз у ребенка есть душа, то естественно требуется уважительное отношение к ней. Родители стали навязывать детям доброе, вечное. В ответ они столкнулись с сопротивлением детей. Дети не захотели следовать по указанному родителями пути. Разочарованность в детях повлекла за собой сокращение рождаемости. Семьи перестали желать детей.
- С 19 по 20 век формируется «Социализирующий стиль». Прогрессивная часть общества пришла к мысли, что дети наделены способностями и талантами. Раскрытые и развитые таланты должны служить на благо общества. Старшие поколения стали передавать молодежи свои знания и опыт. Период зарождения династий. В этот период детям прививают нравственные и этические нормы. Происходит осознанное очеловечивание детей.
- 21 век характеризуется шестым стилем воспитания по Ллойд деМосу – формирующий стиль. Концепция этого стиля – развитие индивидуальности Личности ребенка. Все стали раскрывать таланты детей, забыв о смысле. Что повлекло за собой формирование эгоцентричных личностей. Ребенок начинает верить в свою исключительность, становясь взрослым, видит много сверстников таких же исключительных. Происходит глубокое разочарование в себе и родителях, крах надежд и опускаются руки.
В нашем обществе, как ни прискорбно, присутствуют все стили воспитания. Это подтверждает теорию о генетической памяти и о программах, которые активируются в зависимости от событий в жизни человека.
На личном опыте воспитания дочери и работы с детьми, как психолог я создала методику, которая позволяет раскрыть способности ребенка, стать самодостаточной Личностью, жить в свое удовольствие и приносить пользу обществу, с уважением относиться к родителям
Я рада буду вам ответить на вопросы в группе ВК https://vk.com/odetyah2461 . Присоединяйтесь к группе, задавайте вопросы.